Основные мировые тенденции в ИТ | АйТанго
logo

117534, Москва, ул. Кировоградская, дом 42

info@i-tango.ru
+7 (495) 922 52 99

Основные мировые тенденции в ИТ

Основные мировые тенденции в ИТ

Рынок ИТ продолжает уверенно расти, международные аналитические компании делают положительные прогнозы в области развития ИТ на 2018 и 2019 год. По прогнозу Garther в 2018 году рост ИT в глобальном масштабе составит 6,2%, что увеличит объем отрасли до $3,74 трлн. На 2019 год аналитики ожидают рост в размере 2,8% до $3,846 трлн.

Табл. 1. Прогноз мировых расходов на ИТ (млрд. долл. США)

Прогноз расходов на ИТ 2017 Spending 2017 Growth (%) 2018 Spending 2018 Growth (%) 2019 Spending 2019 Growth (%)
Системы ЦОДов 181 6.3 188 3.7 190 1.1
Корпоративное ПО 352 8.8 391 11.1 424 8.4
Устройства 663 5.1 706 6.6 715 1.3
ИТ-услуги 933 4.4 1003 7.4 1048 4.6
Телекоммуникационные услуги 1392 1.3 1452 4.3 1468 1.1
Всего 3521 3.8 3740 6.2 3846 2.8

Источник: Gartner (Апрель 2018)

Лидируют среди сегментов IT-рынка три направления — Корпоративное ПО, Устройства, ИТ-услуги. Причем в 2019 году согласно прогнозу Garhner ИТ-услуги займут второе место в тройке лидеров роста.

Среди ключевых тенденций развития отрасли в 2018–20гг, аналитики выделяют:

  • улучшение экономики, которое будет способствовать росту ИТ-рынка;
  • стремительный рост продаж облачных услуг (двузначными темпами), однако это негативно скажется на спросе на традиционные локальные ИТ-решения, что, в свою очередь, будет сдерживать рост всего рынка;
  • в США, Китае, Индии, Индонезии, Южной Корее, Швеции и Дании продажи оборудования, ПО и услуг в области ИТ вырастут не менее чем на 4%. Российский и бразильский ИТ-рынки только выходят из рецессии, поэтому ожидать высокой динамики здесь не приходится.
  • сильный спрос на искусственный интеллект будет способствовать увеличению ASP на 2% для серверов;
  • спрос на новые серверы возрастет более чем на 60% до 2020 года, по сравнению с 50% в 2016 году.

«Происходит сближение главных тенденций, включая облачные вычисления, блокчейн, цифровой бизнес и искусственный интеллект. Однако некоторая политическая неопределенность на мировых рынках привела к тому, что многие компании заняли выжидательную позицию по отношению к инвестициям в ИТ», — считает вице-президент по исследованиям Gartner Джон-Дэвид Лавлок (John-David Lovelock).

ИТ рынок в России

Если говорить об ИТ рынке в России, последние годы он прирастает, существенно сокращая былое отставание от запада. В Россию приходят глобальные тренды. Компании все больше фокусируются на внедрении цифровых инструментов, сокращении цикла покупки, оптимизации взаимодействия с клиентами. ИТ-бюджеты российских компаний вновь начинают расти, пусть медленно и незначительно, но тенденция роста прослеживается. Постепенно запускаются или берутся в проработку отложенные ранее проекты.

Согласно данным Tadviser больше всего на ИТ по-прежнему тратят банки (26% от общего объема рынка ИТ, с учетом ЦБ), нефтегаз (25%) и госсектор (17%, учитывая только затраты ФОИВ и РОИВ).

С учетом «семимильных» шагов развития новых технологий, сохранение конкурентных позиций и, особенно, выход на лидирующие позиции для крупных компаний напоминает спортивное соревнование. Я бы сравнил ситуацию с Олимпийскими играми в Древней Греции – чтобы стать чемпионом, недостаточно выиграть соревнование в одной дисциплине, необходимо быть лучшим во всем. Схожая задача и в современном ИТ, чтобы занимать лидирующую позицию нужно быть многозадачным – четко определить цели и стратегическую линию развития, выбрать технологические платформы, но быть готовым гибко изменить свой выбор с учетом развития технологий, хорошо понимать особенности и чутко реагировать на изменения требований бизнеса, обеспечить качественные ИТ-сервисы и эффективно управлять затратами. Как нельзя актуальным становится высказывание Королевы из произведения Льюиса Кэролла «Алиса в Стране Чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».

Звучит просто и, возможно, избито, но в действительности требуется множество усилий для выполнения, а обеспечение бюджетом – отдельная, очень важная задача. Не будем забывать, что на развитие требуются все большие средства, которые бизнес далеко не всегда готов выделять в нужном объеме. Практически для каждой компании наиболее актуальным становится вопрос эффективного управления затратами и оптимизации ИТ затрат. Эта тема активно обсуждается, проводится много конференций и семинаров, посвященных оптимизации затрат в ИТ.

Какие возможности оптимизации лежат на поверхности:

  • Снижение затрат на оборудование – в качестве решения напрашиваются варианты виртуализации и использование облачных технологий;
  • Снижение затрат на ПО – для крупных компаний оптимизация лицензий может принести неплохую экономию, а также актуальная возможность – использование свободного или российского ПО в допустимой для бизнеса части;
  • Снижение затрат на сопровождение информационных систем — привлечение внешних исполнителей, наилучший вариант – аутсорсинг.

Рассмотрим каждую возможность подробнее.

Перенос ряда информационных систем на внешние серверы

Очевидным способом снижения затрат является перенос баз данных и /или бизнес-приложений на внешние серверы, в «облака». Согласно статистике, ежегодный среднерыночной рост облачных услуг составляет 30–50%. Крупнейшие мировые поставщики программного обеспечения (такие как Microsoft, Oracle, Amazon) уже поставили «облака» в основную стратегию развития на ближайшие 10–15 лет, и все новые программы, разработки создаются с учетом данной стратегии.

Все мы знаем основные направления облачных услуг:

  • SaaS – приложения (Software) как сервис. Заказчику предоставляется доступ к готовым приложениям (например, MS Office 365), что позволяет сократить количество собственного программного обеспечения и расходы на его сопровождение;
  • IaaS – инфраструктура (Infrastructure) как сервис. Заказчику предоставляется доступ к созданному специально под его требования серверу. На данный сервер Заказчик устанавливает любое программное обеспечение по своему усмотрению. Данный способ не требует наличия или приобретения собственного серверного оборудования;
  • PaaS – платформа (Platform) как сервис. Заказчик получает полный программно-аппаратный комплекс с предустановленной операционной системой и теми программами, которые он заказывал – СУБД, бизнес-приложения, среды разработки и т. д. Примером такой платформы может служить Azure (Microsoft), СУБД как сервис (DBaaS Oracle).

Облачные (Cloud) решения позволяют Заказчику существенно снизить операционные издержки на ИТ, сократить затраты на закупку лицензий и обновление программного обеспечения, т.к. платить придется лишь за использование ПО и оборудования как за сервис.

Однако в России использование решений уровня Cloud осложняется законодательством в области обработки и хранения персональных данных. Но и здесь можно найти возможность снизить затраты более точечно, например, за счет использования облачных продуктов для конкретных проектов в разработке. При таком подходе не нужно приобретать на время проекта дорогостоящие лицензии на программное обеспечение – достаточно взять его в аренду под конкретные требования. Впоследствии можно приобрести необходимые лицензии и переводить результаты разработки на лицензии on-premise, что обеспечивают практически все вендоры.

Импортозамещение

Одним из направлений для оптимизации расходов на ИТ ресурсы является замена зарубежного программного обеспечения на российские аналоги или переход на open source продукты. В данном варианте организация получает следующие преимущества:

  • Меньшая стоимость приобретения и владения;
  • Лучшая адаптированность к российской специфике (законы, интерфейс);
  • Наличие локальной технической поддержки;
  • Снижение зависимости от политических процессов (санкции).

Но есть и некоторые сложности в этом направлении — не всегда среди российских программных продуктов и open source решений заказчикам удается найти системы аналогичные по характеристикам зарубежным. Поэтому в ряде случаев могут появляться проблемы снижения производительности, несоответствия требуемым стандартам качества, а также изменения в функциональности и удобстве использования ПО. Не исключены также риски сбоев и потерь данных при миграции.

При принятии решения об использовании нового/смене проверенного решения следует ответить на несколько вопросов:

  • Является ли решение масштабируемым и способно ли оно работать под большой нагрузкой? (Этот вопрос особенно актуален для крупных организаций.)
  • Есть ли у нового решения возможности для функционального расширения при потенциальном росте требований к нему в будущем?
  • Располагает ли компания достаточным количеством персонала для работы с новой системой?
  • Удастся ли успешно адаптировать новое программное обеспечение к работе с существующими в организации ИТ-системами и бизнес-процессами?

Можно перечислить достаточно много проблем и препятствий импортозамещению ИТ в России, однако, главными остаются три фактора. Первый фактор– это, конечно, финансы. Бюджеты заказчиков ограничены, поэтому закупив единожды дорогой софт, они нескоро будут инвестировать в его обновление. Второй фактор – отсутствие по ряду категорий конкурентных отечественных решений. В следствие этого, для замены уже проверенных временем и зарекомендовавших себя западных решений должны быть достаточно весомые аргументы. И третий важный фактор – время. Невозможно в один момент просто взять и заменить решения, которые создавались и внедрялись годами.

По этим причинам тренд импортозамещения пока не привел к существенным изменениям российского ИТ-рынка. Для достижения значимых результатов требуется время. Однако, процесс запущен, рынок увидел возможность, оживился, поэтому в перспективе нескольких лет ситуация может заметно поменяться.

Аутсорсинг администрирования СУБД и бизнес-приложений

Практически каждая компания использует аутсорсинг в различных сферах своей деятельности: аутсорсинг телекоммуникаций, клининговые услуги, бухгалтерское и юридическое сопровождение, сопровождение функционирования оборудования (серверов, многофункциональных устройств) и т. д. Аутсорсинг сопровождения информационных систем — дополнительная возможность оптимизации затрат при совершенствовании качества сервиса.

Основной задачей системных администраторов является обслуживание имеющейся инфраструктуры – это занимает большую часть рабочего времени, и заниматься вопросами оптимизации или готовить масштабный проект может быть просто некогда. В лучшем случае, необходимые задачи будут занимать много времени, в худшем — можно «упустить» возникновение критической ситуации. В случае, если у компании достаточное количество ресурсов, между которыми грамотно распределены задачи, возникают следующие вопросы – насколько компетентны штатные специалисты, например, в вопросах оптимизации производительности, или, есть ли у них опыт оперативного устранения, а лучше, профилактики аварийных ситуаций, и насколько данный опыт актуален и достаточен?

Поэтому аутсорсинг администрирования — один из наиболее распространённых способов привлечения гарантированно квалифицированных специалистов в необходимом компании объеме.

В зависимости от целей и имеющихся ресурсов возможности аутсорсинга можно использовать по-разному, начиная от передачи внешнему подрядчику регулярных задач до полного администрирования баз данных и/или бизнес–приложений. Таким образом, у ИТ-руководителя появляется возможность перераспределить имеющиеся ресурсы на бизнес-критичные задачи или задачи развития, где необходимы более глубокое погружение во внутреннюю структуру организации и знание специфики бизнеса.

Если рассматривать аутсорсинг сопровождения информационных систем, существуют несколько возможных вариантов использования подобных услуг для компании:

  • Сопровождение на территории Заказчика в соответствии с выбранным режимом работы (круглосуточно или в рабочее время) является наиболее дорогим видом обслуживания, обеспечивающим постоянное присутствие специалистов на площадке Заказчика.
    Снижение затрат в этом случае происходит за счет экономии на налогах (НДФЛ, социального страхования и т. д.), наличии собственной штатной единицы, отсутствии зависимости от «человеческого фактора» (отпуск, болезнь);
  • Дистанционное сопровождение осуществляется в удаленном режиме по защищенным каналам связи, является наиболее финансово выгодным видом обслуживания. Снижение расходов обеспечивается снижением затрат на ФОТ до 50% и отсутствием необходимости в рабочих местах;
  • Смешанный способ сопровождения, сочетающий два предыдущих способа работы в необходимом Заказчику объеме, в зависимости от размера бизнеса и критичности задач определяется оптимальное время присутствия специалистов на площадке Заказчика. Данный вариант наиболее удобен для компаний, имеющих ограничения в возможности предоставления удаленного доступа или компаний с растущим объемом задач,

Оказывая услуги сопровождения СУБД и бизнес-приложений Oracle и Мicrosoft, последние 2 года мы явно видим перевес спроса в сторону аутсорсинга. Наши клиенты оценили преимущество данного вида услуг, уверен, что вместе с развитием российского рынка востребованность аутсорсинга в ИТ будет уверенно расти.